0%

«Я считаю, что очень тяжело сделать осознанный выбор в школьные годы»

«Я считаю, что очень тяжело сделать осознанный выбор в школьные годы»

 

В честь десятилетия АРТ Личности мы решили сделать серию интервью —  поговорить с нашими первыми гостями и экспертами, которые приезжали к нам в лагерь и рассказывали о своей профессии. Наш следующий гость — генеральный директор издательского дома “”Коммерсантъ” в Санкт-Петербурге”— Максим Ефимов.

Как проходит обычно ваш рабочий день ? 

Моя работа связана с видом деятельности нестандартным, каждый новый  день не похож на предыдущий. В связи с тем, что мы делаем большое количество проектов ( я имею в виду “Коммерсант”) получается, что начало каждого дня  завязано на тот или иной проект. Допустим, если мы делаем какие-то конференции или круглые столы, то утром я бы мог поехать посмотреть на площадку, где это будет происходить, встретиться с потенциальными партнерами. Потом приехать в офис и делать какие-то вещи, которые связаны с непосредственной работой: подписать документы, поговорить со своими сотрудниками, спланировать день или ближайшую неделю. Бывают командировки, какие-то выезды, на выставки, семинары, на которые меня приглашают как спикера ( бывает в городе, бывает в другой город, а бывает даже в другую страну). Если сравнивать меня с главным редактором, то там всё проще , то есть более технологичный процесс, в связи с тем, что газета делается ежедневно. Он приезжает утром, планирует свою деятельность с журналистами. Журналисты разбегаются,начинают искать материалы, вечером они все собираются, смотрят материалы, отрабатывают, верстают, подписывают. Работа более технологичная, каждый день похож на предыдущий.  У меня, наверное, по-другому.

Вы участвуете в процессе создания и производства газеты?

Почти никак не участвую. Потому что в “Коммерсанте” разделена редакция от всех остальных служб и структур. Задача журналистов делать именно хорошую, правильную газету в соответствии с концепцией «Коммерсанта». И это такой четко выстроенный процесс. Что касается генерального директора, отдела рекламы, у нас другой вид деятельности, мы занимаемся именно коммерческой частью. Например, если пора делать рекламу, то мы занимаемся сбором рекламы либо в газету, либо в большое количество приложений, которые мы делаем. А моя задача контролировать работу отделов, чтобы у них всё было хорошо. Условно, чтобы свет горел, зарплата вовремя выплачивалась журналистам, у которых задача единственная —делать объективные материалы.  Я всегда рассказываю о том, что быть руководителем, это не значит быть большим начальником. Многие люди, когда становятся руководителями, они немножечко не понимают свою роль в компании. Я вижу свою роль в компании — помогать своим сотрудникам успешно выполнять их работу. И по существу я работаю на своих сотрудников.  То есть моя задача, чтобы у них  было хорошее настроение, у них были четкие и  понятные планы.  Чтобы у них было понятное видение своего будущего. Я должен  тоже делать какие-то работы, то есть придумывать новые проекты, чтобы мы зарабатывали. Потому что наше средством массовой информации — это успешное коммерческое предприятие. Никогда не работал в СМИ, которые являются чьими-то игрушками и не являются коммерчески успешными, зависимыми от какого-нибудь одного инвестора. Мы сами зарабатываем деньги, причем делаем это достойно, придумываем новые красивые проекты. И это, наверное, и есть основная работа директора — помогать своим сотрудникам выполнять успешно свои профессиональные обязанности.  

 Почему вы работаете именно в медиа?

Абсолютно случайно так получилось. Я делаю это уже 25 лет. Когда я закончил институт, а закончил я Ленинградский политехнический институт, факультет технической кибернетики, кафедру робототехники и космических манипуляторов. Ничего не предвещало работу в СМИ. Это произошло в 1991 году, страна была на перепутье, перестройка заканчивалась, начиналась эпоха капитализма. И мне, действительно, просто повезло, потому что многие люди в те времена начали заниматься бизнесом  (возили,продавали, перепродавали) — мне это никогда не нравилось. И мне повезло, что я стал работать в издательском доме “Шанс”, который тогда был абсолютным лидером в Петербурге среди средств массовой информации, потому что это был первый успешный издательский дом, который начал издавать и ежедневную газету, и глянцевую газету, и радиостанция была своя, и туристическая фирма, и телевидение. Это был очень интересный опыт. Мы сами прошли этот путь и научились делать успешное СМИ. Поэтому я просто один раз попал в эту сферу, мне там понравилось. У меня был опыт, когда я уходил из СМИ ненадолго, я был советником управляющего крупного банка, мне там не понравилось. Банкир — это хорошо и красиво, но при этом это не мое. Работа в средствах массовой информации это очень интересная жизнь: ежедневные знакомства, события.  

Интересная ситуация на рынке из вашей практики. 

Я столкнулся с интересной ситуацией в 2000-х годах. Все отошли от кризиса, и среди людей, которые разбогатели было модно иметь свой ресторан или журнал. Всем казалось, что в этом нет ничего сложного. Оказалось, что это не совсем так. Но многие люди совершенно искренне не понимали, почему их бизнес не успешен.  

Возможно ли сейчас открыть свое медиа и сделать его успешным? 

Практически невозможно. Причин несколько: во-первых, очень дорого, во-вторых, прошла мода на СМИ ( в 2000-х “Собака” печаталась в Финляндии, и когда я приезжал в типографию, наблюдал очень много журналов из небольших городов – “Виктория”, “Александра” —если посмотреть было понятно, что он принадлежит какой-нибудь богатой даме), в-третьих, все поняли, что это очень сложный бизнес. Сейчас редко появляются новые журналы.  

Сегодня многие относят журналистику к умирающему виду деятельности. Как вы к этому относитесь и какие делаете прогнозы? 

 Здесь всё очень просто. Нужно понимать, что является нашим продуктом. Хороший контент и наши красивые проекты (выпуск приложений, наши конференции и круглые столы). Когда мы понимаем, что мы продаем новости, мы понимаем, что они просто будут в интернете. Газета или журнал — это всего лишь носитель новостей. Сегодня они печатаются в газете, а завтра они будут в интернете. Нас это не очень пугает. Модель издательского бизнеса просто меняется. Также мы отстаем немного от Запада и всегда можно посмотреть, что происходит там.  

Печатная пресса никогда не исчезнет, это будет привилегия богатых людей. Подписаться на печатную газету скоро будет очень дорогим удовольствием, и это будет престижно. 

 Каким человеком надо быть, чтобы работать в «Коммерсанте»?  

Есть универсальные абсолютно советы, которые надо понимать, приходя на работу в успешную компанию. Например, в «Коммерсант». 

Для профессионалов: мы ищем лучших в своей области специалистов, приглашаем их на работу в “Ъ”, далее отправляем в Москву, чтобы человек пропитался духом “Коммерсанта”, потому что мало быть профессионалом, нужно понять, в чем специфика “Коммерсанта”. 

Про молодых, у которых нет опыта: когда идешь на собеседование нужно встать на место работодателя. Первое: нужно знать историю компании, чем она занимается, какие продукты выпускает. Второе: человек должен понимать, что он хочет делать. Третье: нужно стараться быть эрудированным. 

 

«Я считаю, что очень тяжело сделать осознанный выбор в школьные годы, иногда даже в студенческие.  

Я осознал, что моя профессия быть руководителем, наверное, только  через 5 лет после окончания института. Когда я понял, что я могу руководить людьми и делать так, чтобы они хорошо работали».  

 

Какой бы вы дали совет молодым людям, которые сомневаются в том, что сделали правильный выбор? 

Я считаю, что сомнения вообще присущи человеку, это абсолютно нормальное чувство. Я считаю, что нужно сомневаясь, анализировать. Разобраться, нравится ли тебе работать, если не нравится, то надо менять работу. Если человек идет на работу без удовольствия, это первый сигнал, что что-то не то. У меня были такие ситуации: иду на работу, а настроение плохое. Значит, нужно уходить и искать другую. 

 

Советы:

1) Учиться, учиться, учиться. Быть профессионалом в своей области. 

2) Больше читать. С эрудированным человек интересно общаться. 

3) Нужно иметь увлечение. Иметь что-то за душой, кроме работы. 

 

Смешной случай. 

У москвичей другой менталитет. У петербуржцев тактика такая: «ну, вот я не знаю, возьмут ли меня на работу, я ничего не понимаю, я, наверное, слишком мало знаю». А в Москве другая история — я ничего не знаю, но надо влезть, а там разберемся, но при этом надо рассказать, что я крутой. Я открывал офис в Москве, брал на работу людей. И все время удивлялся. Пришел один мальчик на работу, мы искали директора офиса. Он приходит и говорит, что работал мерчендайзером в универмаге. Я уже привык, говорю: “хорошо, а есть у вас опыт в издательском бизнесе?”. Он говорит: “нет, но я все смогу”. “Хорошо, а на какую зарплату вы рассчитываете?”. “25 000 долларов”. Я тоже уже не моргнул, привык.  Говорю, что хорошо, мы вам позвоним. Он идет к двери, понимает, что ему никто не перезвонит, разворачивается и говорит: ”но я и на 2 000 долларов согласен”.  

 Еще очень интересная была история. Когда я ехал в Москву, мне кто-то подарил книгу “Как произвести впечатление на работодателя”, просто в шутку. Я ее прочитал, пока ехал в поезде. Там было очень много смешных советов: если вас приглашают на собеседование, назначайте встречу своему работодателю на 7 утра. Когда вас спросят, почему так рано, обязательно скажите, что в 5 утра я встаю, дальше пробежка, бассейн, а в 7 утра я свободен. И у работодателя складывается впечатление, что вы очень активный человек. 

 И мне звонит парень, предлагает встретиться в 7 утра, и рассказывает про бассейн, пробежку.  И я понимаю, что это его настольная книга. Я думаю, что в Москве эта книга была очень популярна.